История

История и эволюция кендо
Средневековая история Японии чрезвычайно богата междоусобными войнами, в ходе которых самураи одно клана убивали воинов другого. Когда войн не было, самураи устраивали дуэли, поводом для которых могло послужить даже случайное соприкосновение ножнами мечей в узком коридоре дворца господина. В то время выжить означало искусно владеть мечом.
Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали кендо – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч (кэн) стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кендо, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье (воины получали рисовые пайки от крупных феодалов, у которых состояли на службе) также зависели от того, насколько умело он владел мечом.
Обучаться кендо молодые самураи начинали с раннего возраста. Причем занятия кендо не только способствовали физическому развитию, но и питали ум, закаляли дух будущего воина. Занятия начинались на рассвете и проводились на воздухе в любую погоду. Мальчики одевались в хлопчатобумажные куртки и были босиком, что считалось важным для укрепления выносливости молодых самураев. Тренировки кендо должны были подготовить воина морально и физически к предстоящим схваткам на настоящих мечах. Искусство кендоиста определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом, «быстрый, как полет ласточки».
Перед поединком самураи проделывали целый ряд упражнений. Главными были упражнения на дыхание и сосредоточенность, которой помогала достичь медитация, пришедшая из дзэн-буддизма. Упражнения и медитация помогали выработать глубокое и ровное дыхание и сконцентрировать все внутренние силы для предстоящего поединка. Самурай садился на пол в позу сэйдза и дышал медленно, глубоко и ритмично, закрыв глаза и стараясь отвлечься от всего постороннего. Легкие расширялись, обогащались кислородом, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем при нормальном дыхании, центральная нервная система успокаивалась, что позволяло сражаться хладнокровно, спокойно, но в то же время стремительно и без суеты.
Благодаря дыхательной гимнастике и медитации кендоист полностью переключался на предстоящий поединок. Однако о победе думать запрещалось, так как, по мнению воинов, подобные размышления вызывают волнение, сбивают дыхание, способствуют потере хладнокровия и, главное, приводят к ослаблению мускулов, которые уже не управляются волей борца. Бесстрастность – вот кредо кендоиста.
Во время поединка практиковался уже другой вид дыхания. Дело в том, что организм бойца, совершающего интенсивные движения, требует огромного количества кислорода. И в этом отношении чрезвычайно важную роль в кендо играют выкрики. Кендоист наступает на противника, набрав полные легкие воздуха и с громким криком, что способствует деморализации обороняющегося и развитию духа атаки, а также концентрации всех сил на ударе. Главным считался вдох, причем дышать нужно было животом. В момент нанесения удара дыхание должно быть остановлено для быстрого и резкого напряжения всех мускулов. После удара кендоист делал выдох, однако не до конца, чтобы не было момента, когда в легких воздух бы отсутствовал, так как это расслабило бы мускулатуру.
В ХVI веке победа на полях сражений уже не определялась схватками на мечах. В это время в Японию были завезены порох и огнестрельное оружие и побеждал тот, у кого были многочисленные отряды пехотинцев, вооруженных ружьями. Меч вынимался из ножен при необходимости в ближнем бою, а в мирное время – на дуэлях. В свободные от службы часы воин (буси) оттачивал свое боевое искусство. Кроме владения кендо в средневековье необходимо было уметь стрелять из лука, ездить верхом, метать копье, плавать в доспехах, сражаться в воде и т. п. Каждый должен был уметь метко бросать сюрикены – маленькие металлические звездочки с бритвенно-острыми лучами, мгновенно отсекавшие голову противнику.
В кендо появлялись школы, течения, тренеры. В начале ХVIII века стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки – и был изобретен бамбуковый меч.
После революции Мэйдзи (1868 год) ношение меча было запрещено и кендо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кендо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кендо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кендо – самый популярный традиционный национальный спорт в стране.
«Меньше агрессивности!» – часто повторяют на тренировках учителя кендо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кендо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи) не случайно ставят на первое место дух. Слово «кендо» записывается двумя иероглифами: «кэн» (меч) и «до» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется в том числе и медитацией. Кендо – это и есть один из видов динамичной медитации.
Таким образом, основная цель в кендо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кендо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».
Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отрешенность от всех мирских забот во время тренировок и поединков. Кроме слияния с собственным «я» путь к достижению внутренней гармонии лежит также через концентрацию воли. Это позволяет во время поединка сосредоточить внимание и энергию не столько на силе удара, сколько на его красоте и гармонии. Впрочем, сила – тоже немаловажный элемент, но все же главное – духовное, нравственное начало. «Благодаря занятиям кендо, – учат мастера, – все мелочное, агрессивное в вашей натуре исчезнет. Нужно быть справедливым не только в зале для кендо, но и дома, в обществе, постоянно подавляя в себе все неблагородное». Но вся философия кендо применима только к «справедливому кэну» – мечу, служащему для защиты, но не относится к «кэну агрессивному», предназначенному для убийства.
Большое влияние на философию кендо оказали идеи кодекса самураев – бусидо. В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе. С помощью особого ритуала подчеркивается: идет состязание именно духовных начал.
Для выявления сильнейших проводятся соревнования. В распоряжении участников поединка площадка 11 на 11 метров. Перед поединком следует показать судьям меч: длина его не должна превышать 118 сантиметров, вес не должен быть менее 500 граммов. Время поединка – 5 минут. Удары засчитываются, если они нанесены концом меча по маске, перчаткам или нагруднику. Для победы нужно два раза попасть по установленным местам снаряжения противника. Поединок может быть прерван в следующих случаях: вы оскорбили противника либо члена жюри; толкнули противника; сделали подножку; умышленно ударили в места, не защищенные доспехами; бросили свой меч. Запрещено также спорить с судьей, точнее, с судьями – их трое, они фиксируют удары, поднимая над головой цветные флажки.

Происхождение слова кендо
В разные времена искусство владения мечом называлось по-разному. Есть всего несколько примеров употребления слова «кендо» (путь меча) в эпоху Токугава (XVII-XIX века), однако общеупотребительным оно стало с середины эпохи Мэйдзи (конец ХIХ века). До этого употреблялся термин «гэккэн» (атакующий меч) либо «кэндзюцу» (искусство меча). В 1912 году, когда кендо стало обязательным предметом в школе, оно называлось «гэккэн». Официально слово «кендо» стало употребляться с 1926 года.
Как свидетельствуют литературные памятники, в далекой древности кендо называлось татигаки, в период Нара – гэккэн и татигаки, однако в устной речи кендо называли татиути. Последнее название широко употреблялось вплоть до середины периода Муромати (ХIV-ХVI века). С середины эпохи Муромати до начала эпохи Токугава наиболее часто использовали термин «хэйхо». На смену «хэйхо» пришло «кэндзюцу», и вплоть до периода Мэйдзи это было самым расхожим названием кендо.
В Японии с незапамятных времен существовала отличная от западной система летосчисления – по периодам правления императоров. Когда японский император вступал на трон, придумывали название эпохе его правления и год его вступления становился первым годом нового летосчисления. В 1989 году, например, умер император Хирохито, и это означало, что эпоха Сёва закончилась на 65-м году и начался первый год нового правления Хэйсэй.

В.А. Савилов, из книги «Кендо – путь к мужеству и благородству»